ЕКР (МЦКО) по Русскому языку, 9 класс (77 регион - Москва) 04.12.2025
ЕДИНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата проведения: декабрь 2025 года
Время выполнения: 45 минут
Дополнительные материалы: орфографический словарь
Часть 1
Ответами к заданиям 1–7 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Запишите ответы в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.
---
Прочитайте текст и выполните задания 1–7.
(1)Стар..й дуб стоял на окраине села как молчаливый страж. (2)Его могучие ветви раскинулись так широко что под ними могла укрыться целая толпа. (3)Кора дуба была грубой, потрескавшейся от времени но это только придавало ему величественность. (4)Местные жители считали его свящ..нным и рассказывали о нём легенды.
(5)Однажды в село приехал молодой художник. (6)Он остановился у дуба и долго смотрел на него затаив дыхание. (7)Потом достал этюдник и начал рисовать. (8)К нему подошёл дед Матвей старейшина села.
(9)– Ты что, парень, этого дуба испугался? – спросил он улыбаясь.
(10)– Нет, – ответил художник. – Я рисую его душу.
(11)Дед Матвей присел рядом и молча наблюдал. (12)На холсте появлялось не просто дерево а целая история: в трещинах коры угадывались лица в ветвях слышался шёпот поколений. (13)Художник смешивал краски стараясь передать не цвет а время.
(14)Когда работа была закончена дед Матвей вздохнул.
(15)– Теперь я понимаю, – сказал он тихо. – Ты нарисовал не дуб а нашу память.
(16)С тех пор картина висела в сельском клубе и каждый кто смотрел на неё чувствовал связь с прошлым.
(17)А дуб как стоял так и стоит встречая закаты и рассветы.
(По материалам современной прозы)
Задание 1
Расставьте знаки препинания в предложениях 2, 9, 12. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Предложение 2: *Его могучие ветви раскинулись так широко(1) что под ними могла укрыться целая толпа.*
Предложение 9: *– Ты что(2) парень(3) этого дуба испугался? – спросил он улыбаясь.*
Предложение 12: *На холсте появлялось не просто дерево(4) а целая история: в трещинах коры угадывались лица(5) в ветвях слышался шёпот поколений.*
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 2
Вставьте пропущенные буквы в предложениях 1 и 4. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
*Стар..й дуб стоял на окраине села как молчаливый страж.
Местные жители считали его свящ..нным и рассказывали о нём легенды.*
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 3
Замените словосочетание «сельский клуб», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 4
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1) Художник испугался дуба, когда впервые увидел его.
2) Дед Матвей был старейшиной села.
3) Художник рисовал не просто дерево, а его «душу».
4) Картина была помещена в городской музей.
5) Дуб остался стоять на своём месте после создания картины.
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) Старый дуб стоял на окраине села как молчаливый страж.
2) Кора дуба была грубой, потрескавшейся от времени.
3) В ветвях слышался шёпот поколений.
4) Он остановился у дуба и долго смотрел на него, затаив дыхание.
5) Художник смешивал краски, стараясь передать не цвет, а время.
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 6
Замените книжное выражение «затаив дыхание» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Посмотреть ответы и все варианты
Задание 7
Определите, какое из перечисленных слов является синонимом к слову «величественность» (предложение 3). Запишите это слово.
*скромность, простота, монументальность, обыденность, неприметность*
Посмотреть ответы и все варианты
Часть 2
Используя прочитанный текст из части 1, выполните на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 задание 8.
Задание 8
Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Почему искусство способно сохранять память о прошлом?»
Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении один пример из прочитанного текста, подтверждающий Ваши рассуждения. Вы можете использовать различные способы обращения к тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких-либо комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.




